Работы треста «Нефтепроводпроект» на территории Астраханской области в годы войны

В годы Великой Отечественной войны сотрудники Института внесли свой вклад в достижение победы над врагом. Они участвовали в решении задач эвакуации нефтяной промышленности и развертывания полномасштабного производства в районах Поволжья, Урала и Западной Сибири.

В создавшихся условиях особенно большую роль приобрела деятельность специалистов по проектированию нефтепроводного транспорта. После начала Великой Отечественной войны часть сотрудников треста «Нефтепроводпроект» была эвакуирована в Саратов, Сызрань и Красноводск, но уже к сентябрю 1942 г. большинство из них вернулись в Москву.

Перед коллективом треста были поставлены важнейшие для обороны страны задачи: сооружение бензопровода через Ладожское озеро в осажденный Ленинград, строительство бензопровода Астрахань – Саратов и переоборудование нефтепровода Гурьев – Орск под перекачку светлых нефтепродуктов, доставлявшихся в Гурьев из Баку, для дальнейшей отправки фронту и предприятиям народного хозяйства по железной дороге.

От реализации проекта бензопровода через Ладожское озеро в Ленинград зависела судьба блокадного города. Необходимо было спроектировать и осуществить прокладку трубопровода на десятки километров по дну Ладожского озера в непосредственной близости от зоны боевых действий. Созданный в сжатые сроки эскизный проект был утвержден 1 мая 1942 г. и дорабатывался в полевых условиях, значительная часть технической документации создавалась уже параллельно с начавшимися строительными работами. Из-за транспортных сложностей изыскания и рабочее проектирование осуществляли две группы специалистов – на восточном и западном берегах Ладоги. Строительство бензопровода велось в тяжелейших условиях. В целях маскировки сборку и сварку производили в лесу, на открытой площадке работали только в темное время суток.

Благодаря высокому профессионализму и полной отдаче сил специалистов, 19 июня 1942 г. бензопровод был введен в эксплуатацию и уже в первые сутки вышел на проектную мощность. Подводная часть бензопровода по дну Ладожского озера составляла 26 километров. За все время эксплуатации ладожской «артерии жизни» она так и не была обнаружена противником.

Не менее примечательной страницей военной биографии специалистов треста «Нефтепроводпроекта» стало строительство бензопровода Астрахань – Саратов, которое было осуществлено в предельно короткие сроки в сложнейших условиях. В результате наступления немецко-фашистских войск летом – осенью 1942 г. были перерезаны наземные пути транспортировки нефтегрузов из месторождений Баку и Северного Кавказа, поэтому в октябре 1942 г. было принято решение о строительстве магистрального нефтепродуктопровода Астрахань – Сайханы – Урбах – Саратов. В связи с дефицитом труб и оборудования было решено демонтировать вторую нитку трубопровода Баку-Батуми и участок нефтепровода Грозный – Туапсе. Строительство трубопровода началось в апреле 1943 г. Прокладка осуществлялась, в основном, вручную через барханы и степи. В двух местах, где магистраль пересекала широкую реку, впервые в отечественной практике, чтобы не нарушать судоходства, для осуществления подводных переходов был применен метод протаскивания дюкера. 7 ноября 1943 г. по трубопроводу, протянувшемуся на 650 км, в Саратов поступила первая партия керосина.

С начала 1943 г. бригады сотрудников треста выезжали в освобожденные города для обследования нефтебаз и определения кратчайших путей их восстановления или нового строительства. По результатам обследования разрабатывалась техническая документация на объем восстановительных работ, воссоздавались технологические схемы нефтебаз, проектировались более современные насосные станции и припортовые нефтебазы.

Специалистами треста были разработаны типовые проекты нефтебаз различного назначения и разных категорий, что позволило в сжатые сроки восстановить нефтяную промышленность страны на освобожденных территориях. В 1943-1945 гг. были восстановлены и реконструированы практически все крупные нефтебазы, восстановлен нефтепродуктопровод Грозный – Трудовая.

За доблестный труд по восстановлению, реконструкции и строительству объектов нефтеснабжения страны в годы Великой Отечественной войны многие работники «Нефтепроводпроекта» были награждены орденами и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

По материалам ПАО «Транснефть», АО «Гипротрубопровод», https://giprotruboprovod.transneft.ru/about/history1/voina-1941-1945-gg/